Главная‎ > ‎

Закаливание Крепыш

Плавать раньше, чем ходить

 

Основные принципы закаливания грудных детей плаванием

 

·        Положительные эмоции, комфортные для ребенка условия.

·        Регулярность и постепенность занятий.

·        Уверенность в положительных результатах.

·        «Пятнышко закаливания».

·        Родительский и врачебный контроль.

 

         Впервые термин «плавательные движения у грудных детей» появился в 1897 году, когда А. Mumford первым наблюдал у грудного ребенка ритмичные движения разгибания и сгибания рук, возникающие рефлекторно («без внутреннего побуждения») в обычных условиях, на «суше».

         Плавательные движения в воде у 42 детей от 14 дней до 2,5 лет систематизированы M. McGraw в 1939 году в США. Детей наблюдали во время купания в трех положениях: при поддержке за подбородок в положении на животе, при погружении под воду в положении на животе и в положении на спине. M. McGraw пришла к выводу, что плавательные движения новорожденного ребенка очень сходны с плавательными движениями животных класса млекопитающих. Автор впервые наблюдала у новорожденного ребенка, погруженного под воду, контролируемое дыхание, которое она назвала «рефлексом задержки дыхания». Уже с месячного возраста рефлекторные плавательные движения начинают угасать и сменяются беспорядочной двигательной активностью. Полное угасание плавательного рефлекса происходит к 5-6 мес. В этом же возрасте начинают формироваться осознанные или произвольные движения ребенка в воде.

         В начале 50-х годов в Австралии супруги Тиммерманс предприняли попытку обучения плаванию своего грудного ребенка. Позднее обучение плаванию грудных детей начало быстро распространяться в США, Англии, Франции, ФРГ, ЧССР, ГДР, СССР.  Этот новый опыт получил признание в ФРГ, где впервые обучение плаванию начал H. Bauermeister в 1961 году, а в 1966 году им же была основана первая в мире школа детского плавания в Мюнхене. Благодаря энтузиазму отечественных ученых, таких как В.А. Гутерман, Н.Ж. Александрович, Т.М. Серебряковой и других, в нашей стране было создано много школ грудного плавания, организованных при детских поликлиниках, в которых прошли курс обучения тысячи грудных детей. В 1982 году такая школа начала функционировать в Иркутске. Инициатором её создания и активным пропагандистом была одна из авторитетных иркутских педиатров, заслуженный врач Российской Федерации, врач высшей категории Соловьева Татьяна Григоръевна.

         Плавание грудных детей является мощным закаливающим средством, стимулирующим общее физическое и психомоторное развитие.  В настоящее время плавание новорожденного и ребенка 1-го года жизни – уже не сенсация, а привычное явление. Специалисты убедительно доказали, что дети рождаются с этим условным рефлексом и надо вовремя начать занятия, чтобы врожденная способность плавать не угасла. Считается, что «водный» рефлекс сохраняется в течение первых 4 месяцев жизни. За это время и надо успеть добиться, чтобы плавание стало приобретенным навыком.  «Плавающие» малыши значительно реже болеют: индекс здоровья у них в 5 раз выше, чем у их «неплавающих» сверстников. У пловцов и ныряльщиков 1-го года жизни лучше развита грудная клетка, больше длина тела, на целый месяц раньше обычного они начинают самостоятельно ходить. Плавание улучшает обмен веществ, сон, аппетит, тренирует дыхательную, сердечно-сосудистую системы, опорно-двигательный аппарат.

         И все же многие пока ещё колеблются: ребенок и двигаться толком не умеет, а его – в воду…. Но в том-то и дело, что водная среда для новорожденного во время его пребывания в утробе матери была родной стихией. Не надо бояться – не захлебнется, не утонет!

         Родителям следует решительно преодолеть психологический баръер и непременно взять на вооружение это могучее средство закаливания и улучшения физического развития своего ребенка.

         Комитет педиатров по вопросам физического воспитания и спорта при Американской академии педиатров разработал «Инструкцию по обучению плаванию грудных детей в условиях домашних ванн и специальных детских бассейнов», на основании которых в 1978 году В.А. Гутерманом были выработаны методические рекомендации по плаванию грудных детей, не потерявшие актуальность до настоящего времени, следование которым позволяет избежать неблагоприятных последствий.

 

 

Положительные эмоции, комфортные для ребенка условия

 

         Нет  надобности  подчеркивать ещё раз, что занятия каждого периода обучения не только способствуют закаливанию и совершенствованию двигательных способностей ребенка, но и оказывают разнообразное психологическое воздействие. Важно, чтобы занятия создавали у малыша только положительные эмоции – радость, удовольствие от пребывания в воде. Вода должна быть приятной и на первых занятиях иметь температуру 37 градусов Цельсия. Во время последующих занятий температуру воды нужно очень осторожно понижать, до конца первого месяца до 34 градусов, до конца третьего месяца – до 32 градусов Цельсия.

 

 

Регулярность и постепенность занятий

 

         Нельзя забывать о постепенности в занятиях. Занятия повторяются ежедневно (по 20-30 минут) в одно и то же время. Спешка при овладении новыми упражнениями может привести к нежелательному результату (испуг, плач в ванной, переутомление).

        Испуг может быть связан с тем, что в ванну по недосмотру набежала холодная или, наоборот, слишком горячая вода. Поэтому всегда необходимо иметь под рукой  градусник для измерения температуры воды.

 

 

Уверенность в положительных результатах

        

         Следует иметь в виду, что ребенку может, например, передаваться плохое настроение матери или её страх в овладении новыми упражнением. А потому взрослый должен проводить занятие уверенно, с подъемом, не проявляя отрицательных эмоций. Лучше отложить занятие на несколько часов, а то и на весь день, чем  проводить его в состоянии сильного волнения. Вы должны верить в свои силы и способности Вашего малыша!

 

 

«Пятнышко закаливания»

 

         Заканчивается каждое занятие «холодным пятнышком», т.е. в один конец ванны пускают холодную воду. Такая процедура обладает выраженным  закаливающим действием.

 

 

Родительский и врачебный контроль

 

         Строго обязателен врачебный и родительский контроль за влиянием плавания на организм ребенка. Родительский контроль ежедневный, врачебный – 1 раз в месяц.

         Родители осуществляют контроль по двум основным направлениям. Во-первых, в процессе самого занятия учитываются и сравниваются с показателями на предыдущих уроках желание и активность, с которыми ребенок занимается, поведение в последние минуты урока. При появлении первых же признаков утомления и охлаждения занятие необходимо прекратить! Во-вторых, контроль под общим влиянием занятий на ребенка: за его сном, аппетитом, настроением, изменением веса, роста, других показателей. Поэтому рекомендуется вести повседневный дневник, который поможет правильно оценить эти показатели.

 

 

Самым маленьким пловцам

 

         Занятия плаванием с грудными детьми становятся в последние годы все более популярными. И дело здесь отнюдь не в моде. Это прекрасное средство профилактики заболеваний, укрепления здоровья и закаливания ценно ещё и тем, что его можно использовать буквально с первых дней жизни ребенка, в то время, когда общий массаж и гимнастика ещё не применяются. Поскольку внутриутробное развитие плода протекает в водной среде, врожденные плавательные рефлексы не исчезают у ребенка в первые месяцы жизни. В это время его легко научить плавать. А если занятия продолжить в течение двух лет, то можно быть уверенным, что этот навык сохранится у Вашего сына или дочери на всю жизнь.

         Опыт показывает, что раннее обучение плаванию способствует гармоничному развитию малыша, положительно влияет на все системы его организма. Грудные дети, с которыми занимаются плаванием, реже болеют респираторными заболеваниями, становятся спокойнее, лучше спят.

         Начинать занятия можно на десятый-пятнадцатый день после появления новорожденного на свет. Разумеется, перед этим надо проконсультироваться с врачом, наблюдающим Вашего ребенка. И если нет противопоказаний (незажившая пупочная ранка, инфекционные поражения кожи, слизистых оболочек и другие заболевания), то не откладывайте обучение малыша плаванию на будущее: чем раньше Вы начнете, тем лучше.  Здоровой, во всяком случае не имеющей заразных заболеваний, должна быть и его мать. Женщине следует осуществить тот минимум обследований, который обычно требуется для посещающих плавательные бассейны. Ванну всякий раз также следует хорошенько помыть.

         Исключительно строгие требования предъявляются к воде, в которой будет купаться малыш: она должна быть совершенно чистой и по качеству полностью соответствовать питьевой.

         Занятия плаванием можно проводить в обычной домашней ванне или специальном небольшом бассейне.  Прежде чем наполнять ванну, её необходимо вычистить каким-либо чистящим средством и помыть горячей водой. Только в идеально чистую ванну можно опускать новорожденного. Независимо от того, с какого возраста Вы начинаете заниматься с ребенком плаванием, температура воды при первых занятиях должна быть не ниже 36,5 градусов, а время пребывания в воде не более 10-15 минут. Если занятия из-за болезни ребенка или по каким-либо другим причинам были на некоторое время прерваны, то после перерыва их также надо начинать с исходной температуры воды и начальной продолжительности.

         Обучение плаванию грудничков можно проводить 3-4 раза в неделю, лучше всего за два кормления до ночного сна.  Возбудимым детям рекомендуется плавать днем. Если Вы регулярно проводите эти занятия, то купать ребенка с мылом нужно 1-2 раза в месяц (сразу после плавания), поскольку плавание в чистой воде само по себе отличная гигиеническая процедура.

         Первые сеансы обучения плаванию грудного ребенка проводит специалист по лечебной физической культуре из детской поликлиники, одновременно обучая родителей основным приемам и в дальнейшем самостоятельная работа родителей по обучению маленького пловца осуществляется при регулярном наблюдении и помощи инструктора грудного плавания. Ведь по неумению и неосторожности родителей младенец может окунуться с головой на вдохе и захлебнуться. Тут требуется предельное внимание и собранность.

         Поскольку головка новорожденного слишком тяжелая по отношению к другим частям тела, то её нужно обязательно поддерживать. Во время первых занятий медленно погружайте ребенка в воду в положении на спине, начиная с ножек. После этого начинайте продвигать его в воде в разные стороны, стараясь, чтобы он рефлекторно отталкивался ногами от краев ванны.  При плавании на груди поддерживайте подбородок малыша, следите за тем, чтобы вода не попала ему в рот.

         Когда ребенок начнет делать гребковые движения, то его можно будет поддерживать уже одной рукой, а затем и вовсе отказаться от ручной поддержки. Для того, чтобы головка находилась над поверхностью воды, прикрепляйте к чепчику пенопластовые поплавки.

         С месячного возраста, если все идет хорошо, начинайте тренировки задержки дыхания. Поддерживайте руками головку ребенка, погружайте её в воду (до уровня носа) на 4-10 сек. Следующий этап – самостоятельное плавание. К нему можно приступать, когда ребенок овладеет навыками задержки дыхания при погружении рта и носа под воду и будет уметь грести руками.

         Главный принцип занятий – постепенность. Время пребывания ребенка в ванне можно увеличивать только через месяц после начала обучения плаванию, и то не больше чем на 5 мин. Спустя следующий месяц ещё на 5 мин. И так далее. В результате, постепенно увеличивая продолжительность занятий, годовалый ребенок сможет находиться в ванне более часа. Температуру воды также понижайте очень осторожно и постепенно – начиная с 36,5 градусов Цельсия (по 1 градусу каждый месяц) до 30,5 градусов.

         Но это общие рекомендации. Родители должны прежде всего ориентироваться на состояние, настроение своего ребенка, его желание находиться в воде. Стойкое мимическое недовольство – сигнал для окончания процедуры. Нельзя заниматься с плачущим младенцем! Если почувствуете, что ребенок устал, дайте ему отдохнуть минуту–две. Видите, что он не склонен продолжать занятия после перерыва, вынимайте его из воды, даже если он пробыл в ванне гораздо меньше расчетного времени. Ребенок должен получать удовольствие от плавания – только при этом условии занятия действительно принесут  желаемый  результат.

         Следует предупредить родителей, которые занимались с ребенком плаванием в течение первого года жизни: занятия надо обязательно продолжать, поскольку у ребенка уже выработалась потребность в активных движениях,  аппетит у него возрос в связи с дополнительными энергозатратами.  Если же плавание по каким-либо причинам прекращается, то необходимо компенсировать дефицит физической нагрузки, заменив плавание каким-нибудь другим видом двигательной активности. В противном случае малыш может начать набирать вес, что впоследствии грозит ожирением.

 

Консультацию по закаливанию грудных детей плаванием можно получить  по следующему адресу:

 г. Иркутск, ул. Трилиссера, 105

Детская городская поликлиника №1, отделение восстановительного лечения

Телефон регистратуры: 22-17-13, 22-17-19

 

Главный врач МАУЗ «ДГП №1» г. Иркутска, к.м.н. Кондратенко Владимир Альбертович